Другие животные: Собаки Кошки Попугаи Хомячки Доска объявлений
Аквавасия>
         




На главную 

 


Русская народная

резьба и роспись по дереву

  

резьба роспись по дереву

 

резьба по дереву

 

русские орнаменты узоры

 

 О коллекции  

 

Среди крупнейших собраний русского народного искусства коллекция художественных изделий из дерева в Загорском музее — одна из наиболее богатых и полных. Она собрана в советское время. В конце  1930-х годов Музей народных художественных ремесел в Москве по инициативе 3. Я. Швагера собрал первые, буквально единичные, предметы русского крестьянского быта, сделанные из дерева. В эти же годы в музей была завезена и редкая по ценности коллекция волжской домовой резьбы, в комплектовании которой принял участие уже известный в те годы знаток и исследователь народного искусства Поволжья М. П. Званцев. В 1941 году собрание этого музея было передано Загорскому государственному историко-художественному музею-заповеднику, где работа по комплектованию коллекции  была  продолжена. За последние два десятилетия музей провел более 50 научных экспедиций по сбору и изучению русского народного искусства…   читать  дальше >>> 

Фронтон крестьянской избы со светелочным окном

 

Лобовые доски крестьянских изб

 

Наличник окна крестьянской избы со ставнями

 

Наличник окна светелки крестьянской избы

 

Наличник окна светелки крестьянской избы

 

Наличник окна светелки крестьянской избы. Фрагмент «Лев»

 

Торцовая доска вереи ворот

 

Игрушки. Коньки. Топорная работа. Резьба

 

Охлупень-утица

 

Охлупень-конь

 

Скворечники, 1870 год

 

Улей. 19 век

 

Дверь в голбец. Начало 20 века

 

Крестьянский шкаф. Конец 19 века

 

Прялка. Фрагмент. Конец 19 века

 

Люлька. Вторая половина 19 века

 

Сундуки. Конец 19 начало 20 века

 

Санки для катания на масленице. Начало 20 века

 

Прялка. Фрагмент. «Ездочок». Первая четверть 19 века

 

Прялка. Начало 20 века

 

Теремковая прялка. Фрагмент «Чаепитие», «Кадриль». 1835 год

 

Грязовецкие прялки. Вторая половина 19 века

 

Прялки. Кистевая роспись. Вторая половина 19 века

 

Прялка.   1890 год

 

Лопасть прялки. Конец 19 века

 

Ножка прялки

 

Прялки. Вторая половина 19 века

 

Пермогорские корневые прялки. 19 век

 

Пермогорская прялка-«рассказ». С фрагментами

 

Прялка. Архангельская область, Пермогорье

 

Лопасть прялки

 

Кенозерские прялки

 

Кенозерские прялки

 

Столбчатые прялки — «волжский столбик»  

 

Донце и головка для гребня. Начало 19 века

 

Донце и головка, 19 век

 

Мочесник. Начало 20 века

 

Солоница. Конец 19—начало 20 века

 

Швейка и солоница

 

Швейка. Конец 19 — начало 20 века

  

Трепало. Середина 19 века

 

Набилки от ткацкого стана. Конец 19 века

 

Притужальник ткацкого стана. Конец 19 века

 

Лопасть и маятник колесной прялки «самопряхи»

 

Коклюшки. 19 век

 

Рубель. Начало19 века

 

Валки. 19 век. Поволжье

 

Формы для пряников. «Разгоня». 19 век

 

Кузовок. Налопаточник. Плетение из бересты. Конец 19 века

 

Туесок. Дупелышко. Конец 19 века

 

Хлебницы из луба. 19 век

 

Лукошко («коробейка») из луба. Начало 20 века

 

Набирухи для ягод из луба и бересты. 19 век

 

Жбан. 19 век

 

Блюдо. 19 век

 

Ендова. 19 век

 

Рукомойник. 19 век

 

Бурак из бересты. 19 век

 

Набируха для ягод из луба и бересты. 19 век

 

Солоницы. Конец 19 века

 

Скопкарь. Ковшичек-утица

 

Ендова. 19 век. Русский Север

 

Ковш для пива «Конюх». Начало 19 века

 

Ковш для пива. 19 век

 

Выносной ковш. 18 век. Ярославская область

 

Ковш-наливка. 18 век. Вологодская область

 

Ковш-черпак. Первая половина 19 века

 

Ковш для большого праздничного стола. 18 век 


 

Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков

 

 реализм в русской живописи

Считаем необходимым предварить альбом замечаниями, касающимися своеобразия представленных в нем произведений. Осуществить такое предуведомление вовсе не является простым делом, и следует признаться, что в процессе составления альбома во многом пришлось идти путем интуиции. Однако первичная мысль, которая владела нами с самого начала, постепенно принимала все более четкие очертания. Возбудителем ее было удивительное по разнообразию и богатству оттенков собрание живописи Государственного Русского музея.

 

Многолетнее изучение его, повлекшее за собой параллельное знакомство с коллекциями других музеев и картинных галерей, укрепило нашу уверенность в правоте приложенных к этому усилий. Собрание Русского музея впервые заставило нас присмотреться к своеобразному явлению русской художественной культуры, наделенному рядом специфических признаков. Это явление, которое мы готовы ради сокращения условно обозначить пока «феноменом», нашло отражение в большом количестве художественных памятников, из которых мы остановились на произведениях живописи.

 

Зримо это явление прослеживается по крайней мере на протяжении полутора столетий, ведя отсчет годам от начала XVIII века. Именно в этот период возникают две струи в истории русской живописи, как бы два составляющих ее слоя. Отличные друг от друга по ряду признаков, они по-своему отражали воздействие существующих в эту пору стилей, неизменно сохраняя между собой дистанцию. Верхний слой занимал господствующее положение, представляя искусство, так сказать, профессионально-столичное, идущее в европейском русле. Другой слой — «низовой», его ареал охватывал всю страну, находя свои источники среди социально обездоленных групп общества. Художественные силы, действующие в нем, испытывали давление со стороны «профессионалов» и нередко почти полностью с ними ассимилировались, причем поглощение так называемым «высоким» искусством «низового» с годами все более усиливалось.

Нельзя сказать, чтобы «низовой» слой русской художественной культуры оставался незамеченным историками или искусствоведами.

 

С тех пор как на пороге двадцатого века началась решительная позитивная переоценка взглядов в отношении искусства дореформенной России, расслоение культуры, о котором идет речь, а точнее ее „низовой" слой, все больше привлекал к себе внимание. Сначала его рассматривали как явление, заслуживающее интерес, но лишь в этнографическом или историко-бытовом плане. Затем начали в нем находить и наличие художественных элементов. Последнее, однако, допускалось со многими оговорками, которыми в основном подчеркивались эстетическая неполноценность, «провинциальность», характерные для произведений этого круга. Критерием для таких суждений служило сопоставление их с образцами «высокого» искусства, отвечающими требованиям профессиональной оснащенности и нормам господствующего на данном историческом этапе стиля.

 

За авторами произведений, входивших в орбиту феномена, барственно сохраняли эпитеты «милых, но неуклюжих учеников», а творчеству их в лучшем случае отводилось место где-то на периферии искусства. К ним относили не только живописцев, чьи имена до наших дней остаются неразгаданными, но и тех, кому удавалось со временем приобрести профессиональные навыки в Академии художеств или ином специальном учебном заведении, добиться известного признания и все-таки удержать в своем творчестве родовые признаки, свойственные феномену. Таковыми были черты, издревле присущие народному представлению о прекрасном и способах его выражения, черты традиционно-национальные и чрезвычайно устойчивые в народном сознании — непредвзятость и свежесть восприятия, нередко сдобренные иронией, условность в решении композиционных задач и передаче формы изображения, точность фиксации деталей, декоративность (узорочье), жизнерадостность и оптимизм, подчеркнутые радужной палитрой красок.

 

В живописи пред петровского времени — в иконах, церковных монументальных росписях, в возникавшем тогда светском портретном жанре — отмеченные черты соответствовали основным эстетическим нормам времени. В этом нетрудно убедиться на примере портретов, занимающих в альбоме первые номера таблиц. В XVIII веке европеизация русского искусства, появление новых жанров, обогативших живопись разнообразием тем и творческих решений, послужили импульсом к ее дальнейшему развитию и образованию иной системы изобразительных средств.

 

Резче всего проявились изменения в характере и содержании живописи там, где образовался новый административный и культурный центр государства — в его столице Петербурге. Но и здесь вплоть до второй половины XVIII века работали крупнейшие мастера — И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, М.Л. Колокольников, в произведениях которых можно видеть, насколько плодотворно и творчески сочетаются в них традиционные черты с новыми воззрениями на искусство.

 

Историческое развитие России в последующие десятилетия, бурный рост духовного самосознания привели русскую культуру к мировому признанию созданных ею ценностей. Национальные особенности ее нашли адекватные новым общественным идеалам выразительные средства, оттеснившие старые, казавшиеся архаичными. Однако последние не исчезли бесследно, как не могла исчезнуть взрастившая их народная почва. Свидетельство этому — те обильные всходы, что вырастали в среде наименее обеспеченных сословий старой России — закрепощенных крестьян, ремесленников, городского мещанства, мелких купцов, — среде, откуда вышло большинство талантливых живописцев, скульпторов, рисовальщиков, из которых только малая часть донесла до нашего времени свои имена. Их произведения занимают значительную часть альбома.

 

 

Репродукции:

 

Портрет Ермака

 

Портрет царицы Марфы Матвеевны

 

Портрет царицы Марфы Матвеевны (?)

 

Портрет князя Репнина

 

Портрет митрополита Димитрия Ростовского

 

Портрет Андрея Бесящего — Апраксина

 

Портрет Якова Федоровича Тургенева

 

Портрет Петра Первого

 

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми

 

Портрет Василия Ивановича Майкова

 

Антропов. Портрет атамана Федора Ивановича Краснощекова

 

Антропов. Портрет графини Анны Карловны Воронцовой

 

Антропов. Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина. 1763

 

Портрет неизвестной в русском головном уборе

 

Портрет Саввы Яковлевича Яковлева

 

Неизвестный художник. Портрет Петра Дмитриевича Еропкина

 

Портрет Дмитрия Мартыновича Мартынова

 

Портрет графини Елизаветы Петровны Коновницыной в детстве

 

Портрет пожилой купчихи

 

Портрет Матвея Ивановича Платова на коне

  

Портрет офицера ополчения 1812 года

 

Портрет семьи Бенуа

 

Никифор Крылов. Зимний пейзаж (Русская зима)

 

Неизвестный художник. Портрет Екатерины Ивановны Новосильцевой

 

Пейзажи с охотниками. Охота на уток

 

Подключников. Останкино. Общий вид усадьбы

 

Волков. Натюрморт

 

Григорий Сорока. Портрет Лидии Николаевны Милюковой

  

Сорока. Кабинет в Островках

   

Сорока. Автопортрет

                    

Гостиная в Богдановском

Диванная в Богдановском

 

Иван Фомич Хруцкий. Семейный портрет

 

Хруцкий. Цветы и плоды

 

Платон Тюрин. Портрет Евгении и Екатерины Зайцевых

 

Славянский. Семейная картина

 

Интерьер гостиной

 

Волосков. За чайным столом

 

Троицын день в Красном селе близ Москвы

 

Гостиная в доме Александра Николаевича Соймонова

 

Маляренко. Портрет молодой женщины в белом платье с розовыми лентами

 

Кабинет в доме князя Долгорукова в Москве

  

Кабинет в усадьбе графа Д.А. Толстого

 

 


Русский рисованный лубок конца 18 начала 20 века

 

Из собрания Государственного Исторического музея

 

Из собрания Государственного Исторического музея

Составитель и автор текста кандидат  искусствоведения   Е.И. ИТКИНА

Макет и оформление  В.САВЧЕНКО

Фотосъемка   Б.Б. ЗВЕРЕВА

 

Издательство «Русская книга» 1992 год

 

Сирин

 

исованный лубок — одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Его возникновение и широкое бытование приходится на сравнительно поздний период истории народного творчества — середину XVIII и XIX век, когда многие другие виды изобразительного народного искусства — роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный графический лубок — уже прошли определенный путь развития.

В историко-культурологическом аспекте рисованный лубок представляет собой одну из ипостасей народного изобразительного примитива, стоящую в близком ряду с такими видами творчества, как живописный и гравированный лубок, с одной стороны, и с росписью на прялках, сундуках и искусством украшения рукописных книг — с другой. В нем аккумулировались идеальные начала фольклорного эстетического сознания, высокая культура древнерусской миниатюры, лубочная изобразительность, базирующаяся на принципах наивно-примитивного творчества.

 

русский рисованный лубок

 

Рисованный лубок — сравнительно мало изученная линия развития народного творчества XVIII—XIX веков. До недавнего времени о рисованном лубке в литературе не было почти никаких упоминаний. Поэтому знакомство с ним не может не представлять интереса для знатоков и любителей народного искусства.

Рисованный лубок не был предметом специального коллекционирования, он довольно редок в библиотечных и музейных собраниях. Государственный Исторический музей располагает значительной коллекцией этого редкого вида памятников (152 предмета по каталогу). Она сформировалась из листов, поступивших в 1905 году в составе собраний таких известных любителей русской старины, как П. И. Щукин и А. П. Бахрушин. В начале 1920-х годов Исторический музей покупал отдельные картинки у собирателей, частных лиц и «на торгу» …

 

  читать дальше >>>

 

Адское чудище

 

Родословное дерево  А. и С. Денисовых

Увеличенный фрагмент родословного дерева

 

Панорама Выговского и Лексинского общежительств и поклонение иконе Богоматери

Увеличенный фрагмент

 

Никифор Семенов и Семен Титов

 

Андрей Денисов

 

Даниил Викулов, Андрей Денисов, Семен Денисов, Петр Прокопьев.  Начало 19 века

 

Денисов, И. Филиппов, Д. Викулов. Середина 19 века

 

Сравнительное изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной православной церкви

Увеличенные символы и атрибуты

  

Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668—1676  гг.  Общий вид

Крупно

Увеличенные фрагменты

 

Изображение Куликовской битвы. Вторая половина 1890-х  гг. Художник И. Г. Блинов

 

Карикатура на внешнеполитическую ситуацию 1850—1870-х гг. Начало  XX  в.

 

Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая. Первая половина 19 века

 

Иллюстрация к «Сказанию о наказании Каину за убийство брата»..  Середина  XIX   в

 

Жертвоприношение Авраама. Конец 18 —начало  19 века

 

Притча о блудном сыне. Начало 19 в. Неизвестный  художник

Фрагменты

 

Райская птица Сирин. Первая половина  19 века

 

Райская птица Сирин. Начало 19 века

 

Райская птица Алконост. Конец 18 - начало 19 века

 

Трапеза благочестивых и нечестивых. Середина 19 века

 

Наказание Людвику Ланграфу за грех стяжания.  Конец 19 век

 

О девице Марии и ее посмертном явлении отцу. Начало 20 века. Художник  С. Каликина

 

История о «Немилостивом человеке, любителе века сего». Середина 19 в.

  

Аптека духовная. Середина XIX  в. Неизвестный  художник

 

О добрых друзьях двенадцати. Конец 18 начало 19 века

 

Стихи «Похвала девственникам».  1836 год. Неизвестный  художник

 

«Сказание о Максиме иноке святогорце вятопедския обители, слово 134».   1830-е 

 

Песнопение  «Во святую и великую среду…».   Вторая   половина XIX   в

 

Адам и Ева у дерева Познания. Первая половина 19 века. Неизвестный  художник

 

Притча о блудном сыне. Первая половина  XIX  в. Неизвестный  художник

 

Птицы Сирины.   Вторая  половина XIX   в

 

Душа чистая. Конец  18 — начало 19 веков. Неизвестный  художник

 

Душа чистая. Начало 19 века. Неизвестный  художник

 

Аптека духовная. Конец 18 - начало 19 века. Неизвестный  художник

 

Смерть праведника и грешника. Конец 18 — начало 19  в. Неизвестный   художник

 

Рассуждение о человеческом рождении, жизни и смерти.  1837 год. Неизвестный  художник

 

Возрасты жизни человеческой.  Середина   XIX   в. Неизвестный  художник

 

О добрых друзьях 12.  1825 год. Неизвестный  художник

  

Древо разума. 1816 год. Неизвестный   художник

 

Древо полезные советы. 19 век. Неизвестный   художник

 

Календарь месяцеслов.   Первая четверть  XIX   в. Неизвестный  художник

 

Календарь месяцеслов.   1830-ые.

 

Картинка на сюжеты библейской книги «Исход».   Вторая   половина  XIX   в. Неизвестный   художник

 

Календарь-месяцеслов. Первая половина 19 века.

 

Печать премудрого царя Соломона.  Середина  XIX  в.

 

Райская птица Сирин. Первая половина  XIX  в.

 

О  добрых друзьях двенадцати.  Вторая  половина   XIX  в.

 

Стих порицающий пьянство. Конец  XIX в. Художник  П.   Петухов

 

 

Выговский центр Выго-Лексинский монастырь  

Печорский центр Великопоженский монастырь

 

Mануил Петров, Петр Прокопьев. Середина XIX   в. Неизвестный  художник

 

Иллюстрация к тексту 79 псалма Давида о насаждении виноградной лозы. Середина XIX в. Неизвестный  художник

 

Райская птица Сирин.   Начало 1820-х гг. Неизвестный  художник

 

Райская птица Сирин. Середина 19 века. Неизвестный  художник

 

Изображение Рая.  Первая половина  XIX  в. Неизвестный  художник

 

Притча святого Антиоха о мздоимании. Начало  20 века. Художник  С. Каликина

 

Иллюстрация к притче о краже репы. 1905 Художник  С. Каликина

 

«Тяжко есть иго на сынех Адамлих».  Середина  XIX   в. Неизвестный  художник

 

Адское чудовище.  Середина XIX   в. Неизвестный  художник

 

Иллюстрации к поучению Иоанна Златоуста о крестном знамении. Конец 1840 — начало 1850-х  гг. Неизвестный  художник

 

Иллюстрации к поучению Иоанна Златоуста о крестном знамении. Вторая половина 19 века.

 

Иллюстрации к поучению Иоанна Златоуста о крестном знамении. Середина 19 века. Неизвестный  художник. Гуслицкий центр

 

Архангел Михаил, повергающий дракона. 1854 год. Неизвестный  художник

 

Иллюстрация к стихам Яворского «Взирай с прилежанием, тленный человече» Середина 19 века. Неизвестный  художник

 

Аптека духовная. Вторая половина  XIX  в. Художник  И.  Собольщиков

 

Крюковые ноты - песнопение «Во святую и великую субботу...». Вторая половина XIX в. Неизвестный  художник

 

Текст на крюковых нотах. Песнопение «Единородный Сын Слово Божие». Конец 19 века

 

Календарная стенка. Середина XIX   в. Неизвестный  художник

 

Знаменное пение. Горовосходный холм. Конец XIX   в. Неизвестный  художник

 

Иллюстрация к поучению о правильном крестном знамении. Вторая  половина  XIX в. Неизвестный   художник

 

Иллюстрация к библейской книге «Эсфирь». Вторая половина XIX   в. Неизвестный  художник

 

Киновиарх Выговской пустыни Даниил Викулов.  Конец  XIX   в. Неизвестный  художник

 

Андрей Денисов. Конец  XIX   в. Неизвестный  художник

 

Д. Викулов и П. Прокопьев с изображением «Прекрасной Пустыни». 1810-е  гг. Неизвестный  художник

 

А. Денисов и С. Денисов с изображением Выговского общежительства. 1810-е  гг. Неизвестный  художник

 

Патриарх Гермоген. Конец XIX в. Неизвестный  художник

 

Патриарх Филарет. Конец XIX в. Неизвестный   художник

 

Патриарх Иосиф. Конец XIX в. Неизвестный   художник

 

Пять патриархов русской церкви. Вторая  половина  19 века. Неизвестный  художник

 

Максим Грек. Начало  XIX  в. Неизвестный  художник

 

Иллюстрация к апокрифу о рождении Каина. 1880-е  гг. Неизвестный  художник

 

Давыдово покаяние. Середина 19 века. Неизвестный  художник

 

Монархический колосс. Начало  XIX  в. Неизвестный  художник

 

Явление Иоанну Богослову ангела с книгой. Начало XIX  в. Неизвестный  художник

 

Райская птица Сирин. Середина  XIX  в. Неизвестный  художник

 

Райская птица Сирин. Середина  XIX  в. Неизвестный  художник

 

Райская птица Алконост. Вторая половина 19 века.

 

Смерть святой Феодоры и видения мытарств души.   Вторая   половина  XIX   в.

 

Смерть святой Феодоры и видения мытарств души. Вторая   половина  XIX   в. Неизвестный  художник

 

Аптека духовная.  Вторая половина  XIX  в. Неизвестный  художник

 

Таблица исчисления праздников, дней, часов, фаз луны и т.д. Середина  19 века.

 

Родословие Соловецкого монастыря. 1870-е годы.

 

Распятие с предстоящими. Конец XIX  в. Неизвестный  художник

 

 

Северо-Двинский центр

 Вологодский центр

 Гуслицкий центр

 Московский центр

 

 

 

 


Дореволюционные открытки

Несколько открыток 1900 – 1917 годов


 

старинные открытки

 

Смотрите также:

Фотограф царя Прокудин-Горский - цветные фотографии царской России

Открытка «Степанов. Лоси» 1905-1917 года. Елец

 

Открытка девочка с кроликом - 1900-1905 год

 

Открытка «Зимний путь» 25 ноября 1914 года. Елец

 

Открытка «Крыжицкий. Серый День» 1905-1917 года

 

Открытка. Город Тула, 31 декабря 1906 года

 

Открытка из Петрозаводска 1914 год


Открытка с иероглифами. 1900-1915 годы

 

Открытка с изображением лошади. Бавария, 1918 год


Открытка «С Рождеством Христовым». 1915


Открытка с маркой «С Новым Годом». 1911


Открытка «Привет из Пскова». 1915


Открытка 1900-1915 годов "Мужчинъ живо отпускаютъ доктора..."

 
Открытка С Новымъ годомъ 1917 Петроград


Открытка "С Рождествомъ Христовымъ" 1915 год


Открытка 1910-1916 года


Почтовая карточка 1912 года. Всемирный почтовый союзъ - Россия

 

Открытка «Неумолимое время» Мастрояни 1914 года

 

«С рождеством Христовымъ» 1915 год

 

Открытка «С рождеством Христовымъ» 1915 год. Надпись 1936 года

 

Открытка датирована 24 февраля 1907 годом, город Пермь 

 

Открытка «С днемъ Ангела» 1915 год